ОТЧЕГО ВОЗНИКАЮТ ССОРЫ?
Хорошо, скажем, в какой-то ситуации виноват другой.
Однако Бог говорит: «Я хочу научить тебя еще кое-чему:
как относиться к тем, кто виноват и у кого трудный характер, как выносить их.
Ты сам покажи более широкое сердце, не будь и сам таким».
Он проблемный, ты проблемный, и вот начинаются выплески нервов, крики, ссоры.
ТЫ ПРОСТИ другого!
Вообще помолись обо всех людях, и о себе…
О себе и обо мне, а я – о тебе и обо всех людях.
Нет человека, который не получал бы ударов в этой жизни.
Все к настоящему моменту испытали боль и муки.
Нет совершенно... совершенно счастливой жизни.
Я не знаю никого, в чьей жизни всё было бы розово и идеально.
Мы все проходим через всякое.
Вопрос в том, чтобы мы могли это осмысливать, обсуждать, не отворачиваться от своих проблем, не скрывать их и не заметать под коврик, как говорится, а смотреть на них открытыми глазами, признавать:
«Я чувствую себя так-то (я напуган, неуверен, предан, одинок, безпомощен, боюсь будущего)».
Всё это ты говори и обсуждай в своей молитве к Богу, открывай своему духовнику, руководящему твоей жизнью, который тоже ведет свою личную борьбу, – и так мы будем продвигаться вперед.
«Древний ПАТЕРИК» всегда утешал меня и давал мне много поводов для размышлений и искреннего взгляда на себя – я смотрю тогда на себя и свое пастырское служение, то есть на то, как я отношусь к людям.
Говоря «пастырское служение», вспоминаю одного святого, которого звали аввой ПИМЕНОМ
(«Пимен» в переводе означает «пастырь»).
Его отношение к людям было действительно пастырским.
ВОТ ПРИМЕР:
Один монах пришел к нему и сказал:
– Отче, некий монах пришел попросить у тебя совета.
Авва ПИМЕН спросил пришедшего монаха:
– Чем ты занимаешься? Как живешь?
– Я засеваю поле.
Я в основном земледелием и занимаюсь, мне нравится это делать, и что соберу, то отдаю бедным как милостыню.
– Молодец! Хорошо делаешь!
Продолжай так же! – сказал ему авва ПИМЕН, который оком души видел его сердце и понимал многое.
Другой монах узнал об этом и сказал авве ПИМЕНУ:
– Ну, отче, разве тебе не стыдно?
Ты что, не боишься Бога?
Пришел монах попросить у тебя совета, а ты ему говоришь:
«Ты хорошо делаешь, что засеваешь поле»?
Да это же не совет!
Ты его этим сбиваешь с верного пути!
У аввы ПИМЕНА было обыкновение МОЛЧАТЬ перед такими людьми. МОЛЧАНИЕ!
Через несколько дней авва ПИМЕН снова позвал монаха, занимавшегося земледелием.
Неподалеку был и другой, сделавший ему замечание.
В его присутствии авва ПИМЕН сказал монаху:
– Отче, слушай!
Ты что сказал мне на днях – что засеваешь поле?
– Да, отче, я сказал тебе, что обрабатываю свое поле.
– Ах, отче, неправильный совет я тебе дал.
Знаешь, я думал, что ты говоришь мне о своем мирском брате, что это у него есть поля.
А ты монах, тебе нельзя иметь полей и заниматься ими.
Ты должен совершать духовный труд, а то, что ты делаешь, этого не подобает делать монахам.
Ты понял меня? Я тебя очень прошу: брось это!
И тайком сказал другому монаху:
– Ну что, отче, всё правильно?
Я исправил его? Ты доволен?
– Конечно! – ответил тот. – Сейчас ты ему дал правильный ответ.
А что ты ему раньше говорил о полях?
Сейчас ты сказал именно то, что нужно.
Он монах, и ему не дозволено делать такое.
– Послушай же теперь, – сказал ему авва ПИМЕН, – и ответ, который даст нам этот наш собрат.
Итак, отче, как ты считаешь:
ты ведь перестанешь заниматься полем, не так ли?
А он, бедняга, сказал:
– Послушай, отче!
Прости, но я больше ничего не умею делать.
Это я делать умею, это мне нравится, и я не могу этого бросить!
Я не могу прислушаться к твоему совету.
И скажу тебе так: я и дальше буду продолжать свое дело и не знаю, когда приду, чтобы увидеть тебя снова.
Так сделать, как ты говоришь, я не могу.
Закрыв дверь, он поплелся восвояси совершенно подавленный и разочарованный, как будто ему подрубили крылья.
А строивший из себя суперправославного сказал:
– Отче, прости меня!
Я совершил ошибку, сказав, чтобы ты исправил его.
Прости меня!
Авва ПИМЕН ему ответил:
– Отче мой, то, что ты сказал мне, – это могу и я: проповедовать и быть учителем, «подрубать» всех и говорить им:
«Прекрати это, это запрещено!»
Я же знал, что поля – не монашеское дело, но говорил ему соответственно его уровню, помыслам, мышлению.
Я подстроился под него и в конце концов подтолкнул его к тому, чтобы он подвизался.
Это и было моей целью.
И знаешь еще что?
У этого монаха есть поле, но знаешь, что он мне сказал?
«Что соберу, я отдаю это как милостыню бедным».
Я целился в любовь.
А сейчас знаешь, чего мы с тобой добились?
Он и ушел огорченный (я огорчил его, сказав это ради тебя, чтобы ты порадовался), и снова будет делать то же самое.
Мы же отняли у него радость и спокойствие, которые он получал в своей милостыне,в диаконии.
Мы смутили его зря.
Вот что бывает с человеком, который берется советовать другому без рассудительности, без любви, без просвещения от Бога, без – скажу и другое – без дерзновения к Богу.
Потому что, чтобы сказать это, надо быть дерзновенным.
Авву ПИМЕНА не интересовало, что скажут о нем люди, он сказал ему:
«Молодец! Занимайся полем!»
Он говорил себе: «Если я заставлю его молиться по 100 часов на дню, то он не годится для 100 часов молитвы.
Он посвящен Богу, но может проявить свою любовь к Богу и другим способом – через свою диаконию.
Это больше трогает его душу».
Чего же НАМ НЕ ХВАТАЕТ?
Рассудительности, духа открытости, признания своей неправоты.
Очень редко можно увидеть христианина, который годами подряд проводил бы духовную жизнь и признал бы, что мыслит неправильно.
Все мы застряли в одном образе мыслей и уподобились обожженной глине, которая не меняется.
Так и наш ум не меняется.
Всё! Он больше не меняется.
Помолчи же немного.
Помолчи и скажи:
"Господи, Вошедший вчера в меня через Святое Причастие!
Дай мне слова, чтобы я ответил этому мятежному, упрямому, нервному, капризному, унывающему, грешному человеку так, как это сделал бы ТЫ!
ТЫ говори во мне..."
Думаю, потом авва ПИМЕН опять нашел того монаха с полем и сказал ему, чтобы он продолжал заниматься им, потому что «это очень хорошо – обрабатывать свое полюшко и подавать бедным».
Ведь это – любовь.
«И при этом молись, сколько можешь – молись!» – потому что видел, что его порыв был таким.
Так поступает ЛЮБОВЬ.
ОНА дает человеку МУДРОЕ СЛОВО,
СКАЗАННОЕ ВО ВРЕМЯ.
На меня произвел впечатление этот мудрый, психологический совет аввы ПИМЕНА, данный им столько веков назад.
Архимандрит АНДРЕЙ (Конанос)